Вы здесь: Главная / Новости / Как вести работы по экологии с 1 января 2019 года: какие отчеты и проекты нужно вести на предприятии?

Как вести работы по экологии с 1 января 2019 года: какие отчеты и проекты нужно вести на предприятии?

 В связи с вступлением изменений законодательства по экологии с 2019 года

предлагаем ознакомиться с материалами о том >>> как вести экологическую отчетность и разработку документации в 2019 году <<<

 

На конференции о том, как подготовится к проверке Росприроднадзора, мы разберем, что необходимо разрабатывать на предприятии с 2019 года

(начало 29 января 2019 года) 

Конференция о том, как подготовится к проверке Росприроднадзора (начало 29 января 2019 года)

Как же вести работы по экологии с 1 января 2019 года: какие отчеты и проекты нужно вести на предприятии?

 Один из самых важных вопросов для всех экологов нашей страны, как и для большинства природопользователей которые только сталкиваются с понятием экология – как работать в новой системе нормирования и разработки проектов по экологии с 1 января 2019 года?

 В данной статье мы разберем:

  • Кому какие отчеты нужно вести вне зависимости от назначенной категории
  • Как нужно вести разработку технологических нормативов, учитывая справоч­ники по наилучшим доступным технологиям (далее НДТ)
  • Какие проекты разрабатывать на предприятии в зависимости от категории негативного воздействия? (важно не путать с категорией риска или другой какой еще)
  • Как будут действовать ВСВ и ВРС?
  • Как будет действовать ранее согласованная разрешитель­ная документация по различным проектам (ПНООЛР, ПДВ, НДС и другим)?

 ВВЕДЕНИЕ

С 1 января 2019 года внесли изменения в  ФЗ №7 от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" на основании ФЗ №219 от 21 июля 2014 года (с изменениями на 25 декабря 2018 г.), данные правки устанавливают новые требования по экологии для предприятий и организаций, с разграничением их на категории негативного воздействия с 1 по 4-ю. Основополагающим направлением изменений является улучшение взаимодействия  наилучших доступных технологий (НДТ) с технологиями предприятий и применение нового государственного регулирования основанного на категории риска негативного воздействия к хозяйствующим субъектам в зависимости от уровня опасности их деятельности на почву, воздух или воду.

Благодаря изменениям в законодательстве для малых предприятий предусмотрено снижение административных и нормативных требований, благодаря которым уменьшается перечень необходимых документов на предприятиях 4й категории, которую получить крайне сложно, но эб этом отдельно ).

Перед началом работ на любом предприятии необходимо провести инвентаризацию по отходам и воздуху, что позволит определить степень негативного воздействия и получить назначение категории объектов негативного воздействия (ОНВ) на окружающую среду

Важно отметить что именно благодаря назначению категории объекта можно понять перечень необходимой проектной и отчетной документации.

Еще с  2015 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, должны поставить на государственный учет свои площадки и территории которые оказывают негативное воздействие. И большинство сейчас подумает что мы не воздействуем, трубы не дымят, заводов нет. Но это частое заблуждение, хотя конечно с точки зрения логики с вами можно согласится, но с точки зрения права все немного сложнее.

Важно помнить , что с момента начала деятельности организации, есть возможность подготовить документы в течение 90 дней, после истечения этого периода наступает административная ответственность за отсутствие необходимых документов 

 Ст. 8.2 КОАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении c отходами производства и потребления влечет наложение штрафных санкций: на юридических лиц – от 100 до 250 тыc. рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 Давайте разберем на основании, каких же  критериев проводится постановка на учет ОНВ [2]:

o   1 категория - объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;

o   2 категория - объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;

o   3  категория - объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;

o   4  категория - объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

 Объекты, которые нельзя отнести ни к одной из категорий, не подлежат государственному учету. При этом обязанность по постановке объектов на учет остается за всеми, хоть и есть письма о том что ставить на учет офисы или детские сады не нужно, важно подать сведения и получить официальный ответ, в противном случае вы не сможете оправдаться перед инспектором который спросит подавали вы сведения или нет, за отсутствие подачи сведений как правило приписывают , статью 8.5 КОАП РФ от  30 тыс рублей.

Следует отметить, что НООЛР раз­рабатываются природопользователями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах не только 1-й, но и 2-3й категории (п. 2 ст. 18 Федераль­ного закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», да­лее – Закон № 89-ФЗ). Поскольку является основанием для получения КЭР на объектах 1 категории, заполнения декларации негативного воздействия на 2й категории (п. 4 ст. 18 За­кона № 89-ФЗ) и материалов ПЭК на объектах 3й категории.

 Стоит отметить, что согласно п. 7 ст. 18 Закона № 89-ФЗ по­рядок разработки и утверждения НООЛР, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвре­живании, о размещении отходов (за ис­ключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган испол­нительной власти в области обращения с отходами. Это не исключает ближайших новых изменений в нормировании по отходам в целом по России или отдельно на территории ее субъектов.

Для объектов 3-й категории предусмо­трен расчет НДВ, НДС только в отношении веществ 1, 2 классов опасности (п. 4 ст. 22 Закона № 7-ФЗ).

 Что же делать, в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя нескольких объектов НВОС, ответ очень простой, каждый адрес рассматривается отдельно за исключением нахождения строений в пределах одной территории, в остальных случаях документы по экологии разрабатываются отдельно для каждого объекта исходя из видов негативного воздействия (отходы, почва, вода, воздух) и соответствующих критериев, согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам 1, 2, 3  и 4  категорий».

А что же делать если один объект НВОС может включать в себя несколько источников негативного воздействия которые будут отличаться по категориям (при наличии строений в пределах одной территории (при наличии источники загрязнения атмосферы (ИЗА), сбросов, площадки размещения отходов).

Стоит отметить пункт 2 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды, который можно трактовать следующим образом : «при наличии у предприятия нескольких объектов 1 категории КЭР оформляется в отношении каждого объекта в отдельности. При одновременном наличии у организации объектов 2, 3  или 4  категории, экологические нормативы и лимиты для таких объектов в состав КЭР объекта 1 категории не включаются.»

Здесь все становится очень сложно потому, что в проек­те федерального закона, в том числе для объектов 2 категории, речь о получении разрешений на выбросы и сбросы идет только в отношении установления НДВ, НДС веществ 1, 2 классов опасности. Хотя со­гласно положениям Закона № 219-ФЗ расчет НДВ, НДС необходим для объектов 2 категории по всем веществам, включен­ным в Перечень № 1316-р.

 Однако даже если данный законопро­ект будет принят в подобном виде, его вступление в силу планируется только с 1 января 2020 года, соответственно во­прос о получении разрешений на выбросы, сбросы в пределах установленных НДВ, НДС для объектов 2 и 3  категорий (за ис­ключением случаев получения КЭР в от­ношении объектов 2 категории) в течение 2019 года останется неурегулированным. Будем ждать изменений законодательства и дополнительных нормативно правовых актов (НПА).

 Поскольку основным описанием определения критериев служит Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 г. № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» и детальное описание объекта прописано в ФЗ №7:

«Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).»

Важно понять, что государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Включению в федеральный реестр подлежат все объекты НВОС, которые подлежат федеральному государственному экологическому надзору на основании установленных Правительством РФ Критериев[3].

Применение наилучших доступных технологий

Еще одним важным понятием, введенным в законодательство об охране окружающей среды на первых этапах реформы, является термин "наилучшая доступная технология" (далее - НДТ). Детальное описание прописано в Федеральном Законе об охране окружающей среды №7 ст. 1:

 

«Наилучшая доступная технология - технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения .»

 

НДТ теперь тесно переплетаются с деятельностью организаций во всех категориях, позволяя не только минимизировать негативное воздействие, а так же снижать плату за НВОС (перечень областей применения НДТ установлен Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 г. № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий».).

 Природопользователи, осуществляю­щие деятельность на объектах 2 катего­рии, при наличии соблюдении соответствующих отрас­левых ИТС по НДТ, вправе получить КЭР (п. 12 ст. 31.1 Закона № 7-ФЗ).

 При разработки технологических нор­мативов важно вести учет соблюдения НДТ не только для получения КЭР, но и вести учет негативного воздействия в соответствии с программой экологической эффективности.

Для объектов 3  категории предусмо­трен расчет нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС) только в отношении веществ 1, 2 классов опасности (п. 4 ст. 22 Закона № 7-ФЗ).

 При этом при исчислении платы за НВОС природопользователями, осущест­вляющими деятельность на объектах 3  категории, где объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязня­ющих веществ, указанные в отчете об ор­ганизации и о результатах осуществления ПЭК, могут оставаться в пре­делах НДВ, НДС, как раз благодаря применению НДТ. Соответственно соблюдение НДВ, НДС для объектов всех категории в отношении веществ различной категории должно осуществляться с применением НДТ, не только для целей оптимизации исчисления платы за НВОС, но и для соответствия требованиям по негативному воздействию в пределах предельно допустимых концентраций (ПДК) всех веществ.

 Учитывая, что НДТ позволяют снизить НВОС и распространяются на всю деятельность, включая технические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности, важно чтобы природопользователи всех областей разрабатывали свою документации с учетом рекомендуемого перечня НДТ утвержденного Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.12.2016 г. № 1508, в качестве такой специальной организации определено ФГАУ «НИИ «Центр экологической промышленной политики».

Конечно применение НДТ актуально для объектов 1 категории, как наиболее опасных и оказывающих значительное воздействие на окружающую среду, тем не менее важно знать, что с 1 января 2020 года будет отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, если данный объект относится к объектам НВОС и входит в область применения НДТ, но сами НДТ в его технологических процессах не реализованы (п. 2 ст. 38 Закона об охране окружающей среды). Таким образом, внедрение НДТ должно быть осуществлено еще до постановки объекта НВОС на государственной учет и присвоения ему категории.

Какие проекты разрабатывать на предприятии в зависимости от категории негативного воздействия?

Для объектов 1 категории:

o   Комплексное экологическое разрешение  (для его разработки необходимы проекты ПНООЛР, ПДВ, НДС, ПЭК, в случае необходимости дополнительно разрабатывается программа экологической эффективности -ПЭФ)

o   Сдача в уполномоченные органы декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за год (Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды")

o   Предоставление сведений об объемах образования отходов за год в уполномоченный орган для ведения сводного кадастра отходов производства и потребления (для объектов на территории МО -Распоряжение Минэкологии МО от 25.01.2016 N 41-РМ "Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области", для объектов на территории г. Москвы - Согласно постановлению правительства г. Москвы от 14.10.2003г №865-ПП «О сводном кадастре отходов производства и потребления г. Москвы»)

o   Составление отчета 2ТП-отходы за год и предоставление его в уполномоченные органы (Согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.11.2012 № 622 «О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 14.11.2011 №828»)

o   Ведение журнала учѐта по обращению с отходами за год (согласно приказу МПР № 721 от 01.09.2011 г.)

o   Составление отчета за год об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства и предоставление его в уполномоченные органы (на основании Приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 (ред. от 09.12.2010) "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)")

o   Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (согласно ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)

 Начиная с 1 января 2019 года и до 1 января 2025 года все организации и лица, эксплуатирующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к 1 категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее - КЭР).

Приказом Минприроды РФ от 18.04.2018 г. № 154 также утвержден перечень из 300 объектов 
1 категории, которые оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Организации, эксплуатирующие такие объекты, обязаны получить КЭР до 31 декабря 2022 года.

Давайте разберем понятие КЭР, как прописано в Федеральном Законе об охране окружающей среды №7 ст. 1:

«Комплексное экологическое разрешение - документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды.»

Согласно пункту 10 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды, КЭР должно содержать:

o   технологические нормативы;

o   нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ 1, 2 класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;

o   нормативы допустимых физических воздействий;

o   нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

o   требования к обращению с отходами производства и потребления;

o   согласованную программу производственного экологического контроля;

o   срок действия КЭР.

Как видно из положений указанной статьи, КЭР представляет собой новый вид разрешительной документации, который объединяет в себе полный спектр вопросов негативного воздействия предприятия на окружающую среду и призван заменить все экологические нормативы и разрешительные документы, оформление которых требовалось ранее. Стоит отметить, что разработка КЭР связана с разработкой полного комплекса документов по отходам, воздуху и воде. Проекты ПНООЛР, ПДВ, НДС теперь не согласовываются но служат основой формирования КЭР.

КЭР выдается на 7 лет и продлевается на тот же срок в случае выполнения следующих требований:

o   соблюдение установленных нормативов и лимитов;

o   отсутствие задолженности по плате за НВОС;

o   своевременное предоставление отчетности о выполнении программ производственного экологического контроля;

o   выполнение программы повышения экологической эффективности (при наличии).

Необходимо отметить, что перед получением КЭР материалы его обоснования должны будут в обязательном порядке пройти государственную экологическую экспертизу.

Под технологическими нормативами понимаются нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются на основании технологических показателей, не превышающих показатели НДТ.

Сами технологические показатели НДТ подлежат утверждению нормативными документами Министерства природных ресурсов и экологии РФ на основании Информационно-технических справочников по НДТ для соответствующих отраслей.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые при эксплуатации объектов 1-й категории не могут достичь соблюдения технологических нормативов НДТ, а также нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов веществ 1 и 2 класса опасности, будут обязаны разработать программу повышения экологической эффективности с целью поэтапного достижения нормативных показателей НВОС.

Стоит отметить, что технологические нормативы в отношении образования и размещения отходов не устанавливаются, включение мероприятий по достижению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) в данную программу не предусмотрено.

Важным является условие о том, что срок действия программы не может превышать 7 лет и не подлежит продлению. Исключение составляют стратегические и градообразующие предприятия, а также предприятия, численность сотрудников которых превышает пять тысяч человек. Для них данный срок составляет 14 лет без возможности продления.

Отчеты о выполнении программы повышения экологической эффективности должны будут ежегодно предоставляться в соответствующие контролирующие органы федерального или регионального уровня.

Помимо указанного, в отношении объектов 1 категории сохраняется необходимость проведения производственного экологического контроля, для целей которого разрабатывается соответствующая программа, а также необходимость предоставления статистической отчетности по форме 2-ТП.

Вместе с тем, начиная с текущего года владельцам объектов 1 категории по результатам осуществления производственного экологического контроля (далее – ПЭК) в территориальные органы Росприроднадзора необходимо сдавать отчеты по форме, установленной Приказом Минприроды РФ от 14.06.2018 г. № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Отчеты сдаются ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Таким образом, первые отчеты по результатам ПЭК организации и лица должны будут предоставить до 25 марта 2019 года.

Для объектов 2 категории:

o   Декларация о воздействии на окружающую среду (для ее разработки необходимы проекты ПНООЛР, ПДВ, НДС, ПЭК)

o   Сдача в уполномоченные органы декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за год (Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды")

o   Предоставление сведений об объемах образования отходов за год в уполномоченный орган для ведения сводного кадастра отходов производства и потребления (для объектов на территории МО -Распоряжение Минэкологии МО от 25.01.2016 N 41-РМ "Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области", для объектов на территории г. Москвы - Согласно постановлению правительства г. Москвы от 14.10.2003г №865-ПП «О сводном кадастре отходов производства и потребления г. Москвы»)

o   Составление отчета 2ТП-отходы за год и предоставление его в уполномоченные органы (Согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.11.2012 № 622 «О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 14.11.2011 №828»)

o   Ведение журнала учѐта по обращению с отходами за год (согласно приказу МПР № 721 от 01.09.2011 г.)

o   Составление отчета за год об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства и предоставление его в уполномоченные органы (на основании Приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 (ред. от 09.12.2010) "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)")

o   Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (согласно ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)

 

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих объектами 2 категории, с 1 января 2019 года установлена обязанность по предоставлению декларации о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду является основным разрешительным экологическим документом для объектов 2 категории и, помимо общей информации о предприятии и объекте, должна будет содержать:

 o   декларируемые объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;

o   данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие 7 лет;

o   информацию о реализации природоохранных мероприятий;

o   информацию по программе ПЭК и результаты замеров согласно плану-графику.

Декларация о воздействии на окружающую среду будет устанавливать нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Вместе с декларацией должны быть поданы расчеты нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов.

Согласно статьей 4 Закона об охране окружающей среды и 18 Закона об отходах производства и потребления[5], для объектов 2 категории должны осуществляться расчеты НООЛР, однако их приложение к декларации не требуется. При этом, как следует из информационного письма Росприроднадзора № АА-03-02-31/21799 от 12.10.2018 г., дополнительное утверждение производимых расчетов в контролирующих органах и получение разрешений с 01.01.2019 г. не предусмотрено.

 Как говориться в письме:

«Дополнительно сообщаем, что с 01.01.2019 вступают в силу положения Закона. предусматривающие применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в рамках которых отдельной процедуры по установлению нормативов допустимых выбросов, сбросов и образования отходов и лимитов на их размещение Законом не предусматривается.

Учитывая полученные от Минприроды России разъяснения, выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для всех категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с 01.01.2019 в соответствии с законодательством об охране окружающей среды является нелегитимной.»

 Декларация представляется один раз в 7 лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

Действующие правила и методические рекомендации по разработке НДС, НДВ, НООЛР, вероятно, будут скорректированы в части сроков, на которые данные нормативы должны быть рассчитаны (в настоящий момент срок составляет 5 лет). Будем ждать изменений законодательства и дополнительных нормативно правовых актов (НПА).

На сегодняшний день утверждена форма декларации о воздействии на окружающую среду (далее – декларация). Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 октября 2018 года № 509. В частности, декларация содержит информацию:

  • о видах и объемах производимой продукции (товара) – раздел 1, в котором указываются максимальные значения показателей за период действия декларации;
  • о реализации природоохранных мероприятий – раздел 2, который заполняется по результатам реализации действующего плана мероприятий по охране окружающей среды;
  • об авариях и инцидентах, повлекших негативное воздействие на окружающую среду за предыдущие семь лет в отношении каждой аварии – раздел 3 ;
  • о массе выбросов загрязняющих веществ – раздел 4 , который заполняется на основании расчета нормативов допустимых выбросов, который прилагается к декларации;
  • о массе сбросов загрязняющих веществ – раздел V, который заполняется на основании расчета нормативов допустимых сбросов, который прилагается к декларации;
  • о массе или объеме образования и размещения отходов – раздел V1, который заполняется на основании данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
  • о программе производственного экологического контроля – раздел V2, который заполняется на основании программы производственного экологического контроля в соответствии с приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 года № 74.

Кроме того, утвержден порядок заполнения декларации, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Установлено, что декларация имеет сквозную нумерацию, начиная с титульного листа (номер страницы на титульном листе декларации не ставится). Не допускается исправление ошибок, двусторонняя печать и скрепление листов декларации, приводящее к порче бумажного носителя. Используются чернила черного, фиолетового или синего цвета. В случае отсутствия показателя – ставится прочерк.

Указано, что юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на атмосферный воздух, заполняются следующие разделы декларации:

  • о массе сбросов загрязняющих веществ;
  • о массе выбросов загрязняющих веществ;
  • о массе или объеме образования и размещения отходов.

В случае изменения характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, внесение изменений в декларацию о воздействии на окружающую среду осуществляется одновременно с предусмотренной статьей 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» актуализацией сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Вместе с тем, если сфера деятельности объекта 2 категории входит в область применения НДТ, при наличии соответствующих отраслевых справочников и утвержденных технологических показателей НДТ владельцы таких объектов вправе получить КЭР. В таком случае для объекта 2 категории дополнительно будут установлены технологические нормативы, а предоставление декларации о воздействии на окружающую среду не потребуется.

Если соблюдение нормативов допустимых выбросов и/или нормативов допустимых сбросов при эксплуатации объекта 2 категории в настоящий момент не представляется возможным, на период поэтапного достижения нормативов владельцы объектов утверждают план мероприятий по охране окружающей среды.

План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.

Так же как и программа повышения экологической эффективности для объектов 1 категории, план мероприятий по охране окружающей среды должен быть реализован не более чем за 7 лет. Исключений из настоящего правила не предусмотрено.

Аналогично, в отношении объектов 2 категории сохраняется необходимость проведения ПЭК, для целей которого разрабатывается соответствующая программа, а также необходимость предоставления экологической отчетности. Первые отчеты по результатам ПЭК должны быть предоставлены до 25 марта 2019 года.

Для объектов 3  категории

o   Нормативы и отчетность в уведомительном порядке

o   Сдача в уполномоченные органы декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за год (Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды")

o   Предоставление сведений об объемах образования отходов за год в уполномоченный орган для ведения сводного кадастра отходов производства и потребления (для объектов на территории МО -Распоряжение Минэкологии МО от 25.01.2016 N 41-РМ "Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области", для объектов на территории г. Москвы - Согласно постановлению правительства г. Москвы от 14.10.2003г №865-ПП «О сводном кадастре отходов производства и потребления г. Москвы»)

o   Составление отчета 2ТП-отходы за год и предоставление его в уполномоченные органы (Согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.11.2012 № 622 «О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 14.11.2011 №828»)

o   Ведение журнала учѐта по обращению с отходами за год (согласно приказу МПР № 721 от 01.09.2011 г.)

o   Составление отчета за год об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства и предоставление его в уполномоченные органы (на основании Приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 (ред. от 09.12.2010) "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)")

o   Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (согласно ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)

К 3  категории относятся объекты, которые оказывают незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Признаком отнесения объекта к 3  категории является превышение уровней негативного воздействия, указанных в разделе 4  Критериев, согласно Постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам 1, 2, 3  и 4  категорий».

Тут наши законопроизводители не стали сильно задумываться и согласно постановлению определили объекты к 3 категории, следующим образом:

«Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в 1, 2 и 4  разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в 4  разделе настоящего документа.»

При этом, учитывая информационное письмо Росприроднадзора № АА-03-02-31/21799 от 12.10.2018 г., расчеты нормативов выбросов/сбросов веществ 1 и 2 класса дополнительному утверждению в контролирующих органах не подлежат. Разрешения на сбросы и выбросы выдаваться не будут.

Как говориться в письме:

«Дополнительно сообщаем, что с 01.01.2019 вступают в силу положения Закона. предусматривающие применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в рамках которых отдельной процедуры по установлению нормативов допустимых выбросов, сбросов и образования отходов и лимитов на их размещение Законом не предусматривается.

Учитывая полученные от Минприроды России разъяснения, выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешений на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для всех категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с 01.01.2019 в соответствии с законодательством об охране окружающей среды является нелегитимной.»

Для объектов 3 категории в уведомительном порядке подается отчет ПЭК в контролирующие органы который включает сведения о выбросах и сбросах вредных веществ (за исключением веществ 1 и 2 класса опасности), а также об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (Согласно пункта 8 статьи 16.3 ФЗ №7).

 Так же для предприятий с объектами 3 категории сохраняется обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду по всем видам воздействия (выбросы, сбросы, размещение отходов), а также подача декларации о плате за негативное воздействия с другими отчетами по экологии.

Давайте теперь более детально рассмотри не категории с 1 по 4 по НВОС а то какие же вещества опасные, а какие не очень. Те, кто не сильно хочет вникать в тонкости законодательства могут пропустить описание опасности веществ и просто написать нам свои задачи, мы сможем во все вникнуть и во всем разобраться за вас.

В перечне по ГН 2.1.5.1315-034 вещества разделены на четыре класса опасности:

1 класс – чрезвычайно опасные;

2 класс – высокоопасные;

3  класс – опасные;

4  класс – умеренно опасные.

 Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 установлено, что класс опасности вод определяется в соответствии с приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536.

Следуюе также учесть что согласно ФЗ №7 (Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов)

 1. Нормативы допустимых выбросов, сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

2. Расчет нормативов допустимых выбросов, сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов 1 и 2 категорий при проведении оценки воздействия на окружающую среду, а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 2 категории.

3. Расчет нормативов допустимых выбросов, сбросов является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в территориальный орган Росприроднадзора.

4. Нормативы допустимых выбросов, сбросов, за исключением веществ 1, 2 классов опасности, не рассчитываются для объектов 3  категории.

5. Нормативы допустимых выбросов, сбросов не рассчитываются для объектов 4  категории.

 Также стоит отметить, что согласно пункту 7 Методики, для веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности при всех видах водопользования, НДС определяются так, чтобы для содержащихся в

воде водного объекта веществ с одинаковым лимитирующим показателем вредности (ЛПВ) сумма отношений концентраций каждого вещества к соответствующим ПДК не превышала 1.

 Анализ второго раздела Перечня (для водных объектов) с использованием нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов ПДК, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552, с использованием ГН 2.1.5.1315-03 и

ГН 2.1.5.2307-077 показывает, что загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования, по классу опасности распределяются следующим образом:

29 веществ, для которых классы опасности, установленные указанными документами, различаются. В их

числе 21 вещество, которое может быть отнесено к веществам 1 и 2 классов опасности с учетом использования наиболее жестких норм;

  • 15 веществ 1 класса опасности;
  • 39 веществ 2 класса опасности;
  • 34 вещества 3  класса опасности;
  • 37 веществ 4  класса опасности;
  • 19 веществ, для которых класс опасности не установлен и сброс которых в водные объекты запрещен;

6 микроорганизмов, которые Правительство РФ по представлению Минприроды России назвало веществами и для которых классы опасности не могут быть установлены;

 Есть и иные загрязняющие вещества, к которым Правительство РФ по представлению Минприроды России отнесло:

  • БПК5,
  • БПКполн,
  • взвешенные вещества,
  • сухой остаток,
  • ХПК и для которых классы опасности не могут быть установлены.

Перечень веществ, у которых классы опасности, установленные приказом Минсельхоза России от 13.12.2016 № 552 и ГН 2.1.5.1315-03, различаются между собой, Вещества 1 и 2 классов опасности, которые должны нормироваться с 1января 2019 года

 Изменения в Законе № 7-ФЗ, вступающие в силу с 1 января 2019 года, однозначно говорят о расчете НДС исключительно для веществ 1 и 2 классов опасности из Перечня для объектов НВОС 1 и 3  категорий. Одновременно нормирование не должно осуществляться в отношении следующих веществ из Перечня:

веществ 3  и 4  классов опасности;

  • 19 веществ, для которых класс опасности не установлен;
  • 6 микроорганизмов, которые Правительство РФ по представлению Минприроды России назвало веществами, включило в Перечень и для которых класс опасности не может быть установлен;
  • иные загрязняющие вещества, к которым Правительство РФ по представлению Минприроды России отнес-

ло: БПК5, БПКполн, взвешенные вещества, сухой остаток, ХПК, включило их в Перечень и для которых класс опасности не может быть установлен.

ПЕРЕЧЕНЬ ВЕЩЕСТВ 1 И 2 КЛАССОВ ОПАСНОСТИ, КОТОРЫЕ ПОДЛЕЖАТ НОРМИРОВАНИЮ С 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА

Нумерация
по разделу 2-го
Перечня

вещество

по приказу
Минсельхоза
России от
13.12.2016 № 552

по ГН
2.1.5.1315-03

по ГН
2.1.5.2307-07

клас опасности

26

Винилхлорид

V

 

 

1

44

2,4-Дихлорфенол (гидроксидихлорбензол)

V

 

 

1

46

Дихлорметан (хлористый метилен)

 

 

V

1

71

Мышьяк и его соединения (подразумеваются все растворимые в воде формы)

 

V

 

1

87

Ртуть и ее соединения (подразумеваются все растворимые в воде формы)

V

V

 

1

96

Стирол (этенилбензол, винилбензол)

 

V

 

1

102

Таллий (подразумеваются все растворимые в воде формы)

 

V

 

1

106

Тетрахлорметан (четыреххлористый углерод)

 

V

 

1

107

Тетраэтилсвинец

 

V

 

1

116

2,4,6-Трихлорфенол

V

 

 

1

124

Хлор свободный, растворенный и хлорорганические соединения

V

 

 

1

127

Хлороформ (трихлорметан)

V

 

 

1

128

Хлорфенолы

V

 

 

1

143

Гексахлорбензол

 

V

 

1

150

4,4'-ДДТ (п,п'- ДДТ, 4,4'-дихлор-дифенилтрихлорметилэтан)

V

 

 

1

7

Анилин (аминобензол, фениламин)

V

 

 

2

13

Барий (подразумеваются все растворимые в воде формы)

 

V

 

2

14

 Бериллий (подразумеваются все растворимые в воде формы)

V

 

 

2

17

Бор (ионные формы, за исключением боргидридов)

 

V

 

2

19

Бромдихлорметан

 

 

V

2

27

Висмут (подразумеваются все растворимые в воде формы)

 

V

 

2

28

 Вольфрам (подразумеваются все растворимые в воде формы)

 

V

 

2

29

Гексан

 

V

 

2

30

Гидразингидрат

V

V

 

2

32

Дибромхлорметан

 

 

V

2

35

2,6-Диметиланилин

V

 

 

2

36

Диметиламин (N-метилметанамин)

 

V

 

2

38

2,4-Динитрофенол

V

 

 

2

41

1,2-Дихлорпропан

 

V

 

2

45

Додецилбензол

V

 

 

2

48

Кадмий (подразумеваются все растворимые в воде формы)

V

V

 

2

53

Кобальт (подразумеваются все растворимые в воде формы)

 

V

 

2

54

Кремний (силикаты) (подразумеваются все растворимые в воде формы)

 

V

 

2

55

о-Крезол (2-метилфенол)

V

 

 

2

56

п-Крезол (4-метилфенол)

V

 

 

2

60

Литий (подразумеваются все растворимые в воде формы)

 

V

 

2

64

Метанол (метиловый спирт)

 

V

 

2

69

Молибден (подразумеваются все растворимые в воде формы)

V

 

 

2

72

Натрий (подразумеваются все растворимые в воде формы)

 

V

 

2

75

Никель (подразумеваются все растворимые в воде формы)

 

V

 

2

81

Пентахлорфенол

V

 

 

2

82

Пиридин

 

V

 

2

88

Свинец

V

V

 

2

89

Селен

V

V

 

2

90

Серебро

 

V

 

2

97

Стронций

 

V

 

2

101

Сурьма

 

V

 

2

103

Теллур

 

V

 

2

108

Тиокарбамид

 

V

 

2

114

Трихлорбензол

V

 

 

2

115

1,2,3-Трихлорпропан

V

 

 

2

120

Формальдегид

 

V

 

2

134

Циклогексанол

 

V

 

2

138

Этилацетат

 

V

 

2

 

Здесь наступает небольшая коллизия). Учитывая, что с 1 января 2019 года на объектах НВОС 1 и 3  категорий не должны нормироваться все вещества, относящиеся к 3  и 4  классам опасности.

В их числе:

  • взвешенные вещества,
  • растворенный кислород,
  • БПК (БПК5),
  • Азот аммонийный,
  • фосфаты,
  • СПАВ,
  • фенолы,
  • нефтепродукты,
  • железо общее,
  • нитрит-ион,
  • нитрат-ион,
  • сульфаты,
  • хлориды,
  • медь и др.

 Получается, что проверить результаты нормирования методами инструментального мониторинга поверхностных вод будет невозможно, поскольку почти все вещества, определяемые методами инструментального мониторинга, выводятся из нормирования.

 Соответственно и фон по данным натурных наблюдений, предоставляемым территориальными органами Росгидромета, перестает быть нужным разработчикам проектной документации. Пропадает смысл оснащения стационарных источников сбросов на объектах 1 категории автоматическими средствами измерения и учета объема или массы сбросов загрязняющих веществ, их концентрации, поскольку для веществ, подлежащих нормированию, таких средств измерения не разработано. Будем надеяться, что в ближайшем времени появятся дополнительные НПА, которые исправят ситуацию, и наше законодательство все таки, будет нацелено на экологическую эффективность предприятий.

 Интересно, что пункт 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды не устанавливает в отношении выбросов/сбросов веществ 1 и 2 класса опасности повышающих коэффициентов платы за НВОС в случае, если такие выбросы/сбросы были осуществлены сверх рассчитанных нормативов.

 Аналогично объектам 2 категории, в случае, если при эксплуатации объекта 3  категории невозможно осуществить соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов, то в отношении такого объекта должен быть разработан план мероприятий по охране окружающей среды, предусматривающий поэтапное достижение нормативов. Срок реализации плана не может превышать 7 лет.

 Для объектов 4 категории разработка документации не предусмотрена, нужно лишь вести отчеты по экологии:

 Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность исключительно на объектах 4  категории, освобождены от:

o   разработки нормативов выбросов и сбросов вредных веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

o   предоставления отчетности о массах или объемах осуществленных выбросов и сбросов, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением экологической отчетности: 2-ТП, журналу по обращению с отходами, отчета МСП, кадастра движения отходов);

o   разработки программы ПЭК;

o   внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;

o   проведения плановых проверок соблюдения экологического законодательства.

 Вместе с тем, как разъяснил Росприроднадзор в письме № АС-06-02-36/3591 от 21 февраля 2017 г. и, исходя из пункта 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды, в случае одновременной эксплуатации объекта 4  категории и объектов, относящихся к иным категориям (1, 2 или 3  категории), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты 4  категории.

 В законе отсутствуют четкие указания по поводу того, в какой форме при указанных условиях должны будут предоставляться сведения о массах и объемах выбросов/сбросов загрязняющих веществ, объемах образованных и размещенных отходов. Вероятно, на объекты 4  категории в таком случае будет распространяться режим предоставления данной информации в уведомительном порядке, предусмотренный для объектов 3  категории.

Как будут действовать ВСВ и ВРС?

Отдельно стоит отметить нормирование при проведении реконструкции, строительных работ, когда требуется временно разрешенные выбросы (ВСВ) и временно разрешенные сбросы (ВРС)

Если же будет отсутствовать возможность соблюдения нормативов допустимых выбросов и/или сбросов загрязняющих веществ, помимо непосредственно программы повышения экологической эффективности (для объектов 1 категории) и плана мероприятий по охране окружающей среды (для объектов 2 и 3  категорий), на объектах НВОС будут устанавливаться временно разрешенные выбросы (ВРВ) и/или временно разрешенные сбросы (ВРС).

ВРВ и ВРС будут устанавливаться на период выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с графиком достижения установленных нормативов.

Для объектов, которые выводятся из эксплуатации, включение мероприятий по достижению нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов в планы мероприятий по охране окружающей среды и разработка программ повышения экологической эффективности не требуются.

В отношении объектов 1 категории ВРВ и ВРС будут устанавливаться на основании КЭР.

Для объектов 2 и 3  категорий необходимо будет получать разрешение на ВРВ и ВРС. В настоящий момент порядок выдачи таких разрешений не установлен.

Как будет действовать ранее согласованная разрешитель­ная документация по различным проектам (ПНООЛР, ПДВ, НДС и другим)? 

Поскольку большой объем ключевых, с точки зрения процедуры, подзаконных нормативных актов все еще не принят, что исключает в настоящий момент возможность осуществить полноценный переход на новую систему нормирования, возникает острый вопрос о действии разрешительной документации, полученной до 01.01.2019 г.

Применительно к объектам 1 категории данный вопрос разрешен непосредственно в статье 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой разрешительные документы на выбросы и сбросы, а также на образование отходов и их размещение, полученные до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения (КЭР).

Исходя из этого, срок действия разрешительной документации, полученной до 01.01.2019 г., для объектов 1 категории автоматически продлевается до дня получения КЭР. Данное правило применяется и к объектам 2 категории, входящим в область применения НДТ, владельцы которых также решили оформить КЭР.

Разрешительная документация для объектов 2 и 3  категории действует до окончания установленного в ней срока.

Как указывалось выше, для объектов 2 категории в настоящее время сроки подачи декларации о воздействии на окружающую среду не урегулированы, но согласно Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11 октября 2018 года № 509  есть пункт о том, что декларация должна быть предоставлена не позднее даты окончания срока действия одного из следующих разрешительных документов, в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше:

разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты;

документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

При этом, как указано в информационном письме Росприроднадзора № АА-03-02-31/21799 от 12.10.2018 г., действующим законодательством в области охраны окружающей среды не предусмотрен запрет на получение новой разрешительной документации до истечения срока действия уже имеющейся у юридического лица или индивидуального предпринимателя разрешительной документации.

Таким образом, независимо от срока действия документации, владельцы объектов 2 и 3  категорий могут перейти на новую систему нормирования непосредственно после 1 января 2019 года.

 Еще раз обращаем ваше внимание на то, что согласно разъяснениям Росприроднадзора новая система нормирования предусматривает дифференцированный подход к вопросу государственного регулирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и не содержит отдельной процедуры по установлению нормативов допустимых выбросов, сбросов и образования отходов, а также лимитов на их размещение.

Таким образом, выдача разрешений на выбросы/сбросы загрязняющих веществ (за исключением разрешений на ВРС и ВРВ, а также разрешений на выбросы/сбросы радиоактивных веществ, согласно Постановлению Правительства РФ от 26.06.2018 г. № 731 «О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ»), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для всех категорий объектов не предусмотрены.

 На наш взгляд, новая система нормирования действительно упростит деятельность малого бизнеса и приведет к снижению административного давления на предприятия, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Дифференцированный подход к правовому регулированию предприятий различной степени экологической опасности в конечном итоге должен поспособствовать развитию промышленной отрасли, в том числе, побудив организации к внедрению современных технологий производства.

 Для минимизации негативных правовых рисков в будущем, владельцам объектов НВОС, срок действия разрешительной документации которых в ближайшее время истекает, уже сейчас рекомендуем позаботиться о вопросах нормирования, при необходимости обратиться за консультацией к нам.

Экологический сбор

 Стоит отметить, что предприятия, которые осуществляют производственную деятельность должны дополнительно сдавать следующие отчеты, вне зависимости от назначения категории объекта:

  • Декларация об объеме выпущенной продукции. Согласно статье 24.2 ФЗ от 24.06.1998 №89 ответственность за их утилизацию ложится на производителя и импортера. Перечень товаров утвержден распоряжением Правительства от 28.12.2017 № 2970-р.
  • Отчет об исполнении нормативов переработки.
  • Расчет экологического сбора. Порядок предоставления отчетности утвержден правилами представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 № 1342.Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488. Порядок взимания экологического сбора, в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора, установлен Правилами взимания экологического сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073

 Давайте рассмотрим изменения ФЗ-89, статья 24.5. Экологический сбор.

 Законом N 89-ФЗ определен круг лиц, обязанных обеспечить выполнение нормативов утилизации.

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 2970-р (далее - Перечень N 2970-р), который состоит из двух разделов: Раздел I. Товары, за исключением упаковки, подлежащие утилизации после утраты ими потребительских свойств; Раздел II. Упаковка товаров, подлежащая утилизации после утраты ею потребительских свойств. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 2970-р вступило в силу с 1 января 2018 г.

 Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 N 2971-р (далее - Распоряжение N 2791-р), которое содержит 46 групп товаров, а также 8 групп упаковки товаров, подлежащих утилизации. Распоряжение N 2971-р вступило в силу с 1 января 2018 г.

 При этом, предоставление отчетных документов в 2019 году по исполнению обязанности по утилизации отходов от использования товаров импортерами и производителями товаров за 2018 год осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р "Об утверждении нормативов утилизации отходов от использования товаров" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1886-р "Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств".

Кроме того, ст.24.2 Закона N 89-ФЗ дополнена п.1.1, 1.2, положениями которых определено, что обязанность обеспечивать выполнение норматива утилизации распространяется на производителей и импортеров товаров, упаковки товаров, с момента их первичной реализации.

 Экологический сбор стал налогом, который усиливает ответственность по ведению экологической отчетности ее расчету и соблюдению сроков внесения платежей для производителей и импортеров товаров.

 Помимо экологического сбора введено много дополнительных требований по экологии, которые мы разбираем при встрече.

 Например введена система государственного мониторинга по веществам автоматического учета , также введен учет систем ГОУ с обязательной отдельной инвентаризацией (пр. №498)

 Добавлена обязательная сортировка отходов. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. 

Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается (далее Перечень), утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. N 1589-р.

 Пункты 68-109 перечня, утвержденного настоящим распоряжением, вступают в силу с 1 января 2019 г. Отходы бумаги и картона включены в перечень начиная с п.68 Перечня. Следовательно, запрет на их размещение будет действовать с 1 января 2019 года.

 Пункты 110-182 перечня, утвержденного настоящим распоряжением, вступают в силу с 1 января 2021 г.

 Обращение с отходами, наименования и коды ФККО которых не совпадают, с наименованиями указанными в Перечне, последним не регулируются.

 В связи с тем, что размещение данных видов отходов запрещено с 1 января 2019 года, целесообразно предусмотреть передачу данных видов отходов на утилизацию.

Обоснование:

Частью 1 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов.

Согласно ГОСТ Р 55090-2012 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Рекомендации по утилизации отходов бумаги", с учетом того, что наиболее значительную часть твердых бытовых отходов (до 40% в развитых странах) составляет бумага и картон - упаковка и упаковочные материалы, актуальным является осуществление их утилизации для повторного использования в промышленном производстве, что является наиболее экономически эффективным способом обращения с отходами. Стандарт подготовлен с целью продвижения в Российской Федерации политики ресурсосбережения, а именно переработки твердых бытовых отходов, в том числе отходов бумаги и картона, для более полного вовлечения их в хозяйственный оборот.

Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства целесообразно выделять от отходов ТБО в случае образования данного вида отходов в больших количествах, для того чтобы данный вид отхода в дальнейшем передавать на утилизацию (использование), а не на размещение. В этом случае будут существенно снижены затраты предприятия при внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов. 

Кроме того, с 01.01.2017 г. Федеральным законом от 29.12.2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ дополнена ч.8.

Что же делать с отходами V класса опасности, которые не подлежат захоронению?

 С 2019 года отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и огарки электродов нельзя сдавать на свалку. Что необходимо делать с этими отходами? Какие документы должны быть у принимающей организации, должна ли быть лицензия на обработку и утилизацию или на обезвреживание? Т.к. это отходы 5 класса опасности, можем ли мы сами транспортировать эти отходы без лицензии?

Ответ:

1. Данные виды отходов Вы можете передать специализированной организации с целью дальнейшей переработки.

2. У организации, принимающей отходы на переработку должна быть лицензия на обработку отходов, но только в отношении отходов I-IV класса опасности.

Для отходов V класса опасности, лицензия по обращению с отходами не требуется.

3. Да, транспортировка отходов V класса опасности также не требует наличия лицензии, поэтому может осуществляться самостоятельно.

Обоснование:
1. Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 г. N 1589-р.

В отношении отходов, указанных в Перечне, применяются общие требования к переработке и передаче отходов.

Образователи отходов имеют право передавать отходы, указанные в Перечне, специализированной организации, осуществляющей их переработку.

Важно, чтобы условиями договора было предусмотрено, что передача отходов осуществляется именно с целью их дальнейшей переработки, а не захоронения.

2. Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления":

- утилизация отходов - это использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);

- захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду

- обработка отходов - это предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Деятельность по обращению с отходами I-IV классов опасности подлежит лицензированию (п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").

Таким образом, обязательным требованием для переработки отходов будет наличие лицензии у полигона или компании принимающей на обработку отходов I-IV классов опасности.

Стоит отметить, что деятельность по обращению с отходами V класса опасности (в том числе их обработка) не требует наличия лицензии.

3. Поскольку отходы V класса опасности имеют низкую степень воздействия на окружающую среду и являются практически неопасными, требования по обращению с отходами данного класса носят общий характер.

Следовательно, транспортировка отходов V класса опасности может осуществляться самостоятельно, при условии соблюдения общих требований к транспортированию отходов, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом от 25.06.1998 г. N 89-ФЗ.

Предлагаем рассмотреть возможность широкого спектра наших услуг:

Экологическое сопровождение от разработки разрешительной документации до представления интересов Заказчика в природоохранных органах при проводимых проверках.

Специалистами нашей компании был разработан ряд комплексных решений, проекты, затрагивающие различные аспекты экологии (ПДВ, ПНООЛР, НДС, ОВОС, СЗЗ, КЭР, ДНВОС и многие другие).

Консалтинг компании позволит сократить издержки предприятия, минимизировать риски со стороны контролирующих органов.

Если вы получите штраф по нашей вине, мы полностью его компенсируем!

*возможность компенсации штрафов возможна при оформлении услуги - Защита перед согласующими органами.

 Сопровождение предприятия состоит из широкого комплекса, направленного на снижение рисков компании:

  • Сдача в уполномоченные органы декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за год (Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды")
  • Предоставление сведений об объемах образования отходов за год в уполномоченный орган для ведения сводного кадастра отходов производства и потребления (для объектов на территории МО -Распоряжение Минэкологии МО от 25.01.2016 N 41-РМ "Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов Московской области", для объектов на территории г. Москвы - Согласно постановлению правительства г. Москвы от 14.10.2003г №865-ПП «О сводном кадастре отходов производства и потребления г. Москвы»)
  • Составление отчета 2ТП-отходы за год и предоставление его в уполномоченные органы (Согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.11.2012 № 622 «О внесении изменений в приказ Росприроднадзора от 14.11.2011 №828»)
  • Ведение журнала учѐта по обращению с отходами за год (согласно приказу МПР № 721 от 01.09.2011 г.)
  • Составление отчета за год об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства и предоставление его в уполномоченные органы (на основании Приказа Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 (ред. от 09.12.2010) "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)")
  • Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (согласно ФЗ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)

*стоимость отчета по каждому разделу составляет 8400 рублей (общая 50 400 для одной площадки с одним разделом – отходы),

o   Дополнительный раздел (воздух или вода): 3500 рублей к отчету

o   Дополнительная площадка: 3500 рублей к отчету

При заключении общего договора на комплекс услуг по устранению экологических рисков, вы получаете скидку в размере 15%, оплата ежеквартально (минимальная стоимость 29400 р. в год)

o   Поддержка персонального эколога – 3500 рублей в месяц;

o   Мониторинг экологического законодательства – 2500 рублей в месяц;

o   Защита перед согласующими органами - 6000 рублей в месяц  (защита в трех инстанциях);

o   Мониторинг объекта (площадки) - 5000 рублей (1 выезд, проверка согласно чек-листу, после проведения экологического аудита);

 Если вы после прочтения материалов все поняли и у вас не осталось вопросов, Вы можете проверить свои знания и соотнести экологические риски организации на соответствие действующему законодательству в области охраны окружающей среды  на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18 сентября 2017 г. N 447 по списку контрольных вопросов Инспектора Росприроднадзора при проведении проверки.

Работая с нами, вы можете закрыть весь спектр требований по экологии. Нами был разработан системно-комплексный подход экологического обслуживания, включающий в себя весь спектр природоохранных и экологических услуг, проведение экологической экспертизы предприятия (так называемый экологический аудит), составления экологической документации и отчетности.

Наши заказчики известны всей России. Мы дорожим нашей репутацией и вашим доверием.

Конференция о том, как подготовится к проверке Росприроднадзора (начало 29 января 2019 года)

На конференции 29 января 2019 года как подготовится к проверке Росприроднадзора мы расскажем, с какими требованиями на предприятие приходит инспектор Росприроднадзора, за что можно получить штраф и как подготовиться, чтобы не получить штраф.

На конференции мы разберем:

  • Наиболее распространенные штрафы за нарушение экологического законодательства.
  • Что нужно чтобы оспорить заключение Росприроднадзора.
  • Как можно обжаловать штраф, в течение скольких дней.
  • Как себя вести если проверка пришла внезапно
  • И самое главное что нужно сделать чтобы проверка прошла без штрафов

 Есть несколько простых правил как лучше вести себя, если к вам пришел проверяющий.

Это относится не только к Росприроднадзору, но и к другим ведомствам:

  • Тщательно проверьте документы инспекторов: удостоверения, приказ о проведении проверки — все ли верно, совпадают ли имена, названия и даты. По возможности снять копии со всех предоставленных документов.
  • Оповестите о проверке своего юриста.
  • Не оставляйте проверяющих без присмотра. Их везде должен сопровождать хотя бы один сотрудник (например, секретарь).
  • Не спешите как можно быстрее представить требуемые документы и информацию. Вы имеете право на время для подготовки ответа. Прежде чем передать документы, еще раз их проверьте. И не давайте лишней информации, ведь как известно, все сказанное, может быть использовано против вас самих.
  • Никогда не лгите и не оправдывайтесь, не грубите инспектору.

Самое главное — помните, что защита окружающей среды не менее важна, чем успешная коммерческая деятельность. Не жалейте времени и средств на соблюдение экологических законов.