Вы здесь: Главная / Услуги / Правила установления санитарно-защитных зон (СЗЗ)

Правила установления санитарно-защитных зон (СЗЗ)

Описание работ по СЗЗ и перечень необходимых документов

 Правила установления санитарно-защитных зон (далее - СЗЗ) и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. N 222, вступили в силу 15.03.2018 г. и частично отменяют требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Санитарно-защитные зоны (далее - СЗЗ) устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - Объекты), в случае формирования за контурами Объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (п.1 Правил).

СЗЗ устанавливается для Объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека (п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)).

 

В свою очередь источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 предельно-допустимых концентраций (ПДК) и/или предельно допустимых уровней (ПДУ) (п.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).Определить является ли предприятие источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, с уровнем создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки более 0,1 ПДК и/или ПДУ, можно после разработки проекта СЗЗ.

 В санитарных правилах «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация...», которыми пользуются инженеры-экологи для расчета размера СЗЗ, предприятия и другие объекты делятся на пять классов.

  • I класс – (производство сероуглерода, производство глинозема, горнообогатительные комбинаты, лесохимические комплексы, свиноводческие комплексы и т.д).
  • II класс — (производство соляной кислоты, производство автомобилей, объекты по добыче гипса, производство древесного угля, фермы крупного рогатого скота от 1200 до 2000 коров и до 6000 ското-мест для молодняка и т.д).
  • III класс — (производство никотина, судоремонтные предприятия, промышленные объекты по добыче торфа фрезерным способом, деревообрабатывающее производство, фермы овцеводческие на 5 — 30 тыс. голов и т.д).
  • IV класс – (производство мыла, типографии с применением свинца, сборка мебели с лакировкой и окраской, тепличные и парниковые хозяйства и т.д).
  • V класс — (производство спичек, производство котлов, промышленные объекты (карьеры) по добыче карбоната калия открытой разработкой, сборка мебели из готовых изделий без лакирования и окраски, хранилища фруктов, овощей, картофеля, зерна и т.д).

 

Ориентировочную санитарно-защитную зону требуется обосновать расчётами в проекте СЗЗ.

 Если вы не нашли типа своего предприятия в классификации промышленных объектов и производств (раздел VII СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03), это означает, что для вашего вида деятельности не установлен ориентировочный размер СЗЗ. В этом случае вам необходимо разработать проект расчётной СЗЗ.

 Размеры санитарно-защитной зоны

Размеры ориентировочных санзон для пяти классов промышленных объектов и производств:

  • I класс - 1000 метров;
  • II класс - 500 метров;
  • III класс - 300 метров;
  • IV класс - 100 метров;
  • V класс - 50 метров.

 

Требования СанПиНа 2.2.1_2.1.1.1200-3 распространяются на юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией вновь строящихся, реконструируемых объектов и производств. Такими объектам являются:

  1. Производственные предприятия.
  2. Транспортные объекты.
  3. Объекты связи.
  4. Энергетики.
  5. Сельскохозяйственные предприятия.
  6. Торговые предприятия.
  7. Опытно-экспериментальные производства.
  8. Объекты коммунального назначения.
  9. Спортивные объекты.
  10. Объекты питания.

 Основной целью назначения санитарно-защитной зоны является установление защитного барьера, который обеспечивает должный уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

 Проект позволит вам:

  • Определить возможность строительства объекта в пределах населенных пунктов.
  • Принять обоснованные решения по строительству объекта с технической, экологической, социальной и экономической точек зрения.
  • Доказать при возникновении жалоб, что строительство вашего здания или производственная деятельность в нём не наносит вреда ни населению соседствующих домов, ни окружающей среде. В случае, если влияние с вашей стороны всё-таки обнаружится, можно работать над устранением проблемы.
  • Вы сбережёте до 100 000 рублей (КоАП ст.6.3). Именно на эту сумму вас оштрафует Роспортебнадзор в случае, если выяснится негативное влияние (возникновение шума, запаха) на жителей соседних домов.
  • Вы сможете избежать остановки или приостановления деятельности предприятия сроком на 90 суток.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ

1. Топографический план с линиями градостроительного регулирования в М 1:2000 (представляется ГУП "Мосгоргеотрест").

2. Генплан предприятия с нанесенными существующими строениями и указанием перспективного строительства в М 1:500 (представляется предприятием).

3. Правоудостоверяющий документ на землепользование (представляется предприятием).

4. Реквизиты предприятия (представляются предприятием).

5. Проект нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) и результаты последнего ведомственного контроля соблюдения нормативов; в случае отсутствия проекта - данные инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ (предоставляются предприятием). При отсутствии воздухоохранной документации представляются паспорта на вентиляционные системы и газоочистные установки, на генплан предприятия наносятся точки расположения выхлопов вентиляционных систем.

6. Проект нормативов предельно допустимых сбросов (ПДС); в случае отсутствия проектов - копии договоров с ГУП "Мосводосток", ГУП "Мосводоканал" и соответствующие декларации; разрешение на спецводопользование (представляются предприятием).

7. Шумовые паспорта вентиляционных систем и оборудования (представляются предприятием).

8. Гигиенические паспорта источников ионизирующего излучения, электромагнитного излучения и т.п. (представляются предприятием).

9. Характеристика разрешенного и намечаемого строительства (представляется предприятием).

10. Показатели теплоснабжения - существующее положение и на расчетный срок (представляются предприятием)

11. Данные по транспорту предприятия (представляются предприятием) 

12. Характеристика источников сточных вод (представляется предприятием).

13. Количество воды, забранной из водных объектов (водопроводных систем других предприятий), использованной и переданной другим организациям, с указанием на соответствующий договор с ГУП "Мосводоканал" (представляется предприятием).

14. Характеристика отходов, образующихся на предприятии (представляется предприятием).

15. Справка о фоновых концентрациях загрязнения атмосферного воздуха (представляется отделом экологических расчетов и справок Московского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды).

 Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании (абзац в редакции, введенной в действие с 15 мая 2008 года Изменением N 1 от 10 апреля 2008 года, - см. предыдущую редакцию):  

 

  1. -  предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;  
  2. -  действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;  
  3. -  экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;  
  4. -  оценки риска здоровью населения;  

   В  случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно (абзац дополнительно включен Изменением N 3 от 9 сентября 2010 года).

 Состав проекта СЗЗ

  1. Планировочная ситуация, краткая характеристика объекта.
  2. Описание объекта как источника загрязнения  атмосферного воздуха.
  3. Природно-климатическая характеристика и фоновые концентрации загрязняющих веществ.
  4. Краткая характеристика технологии производства   и технологического оборудования.
  5. Перечень источников загрязнения атмосферного воздуха.
  6. Расчет выбросов загрязняющих веществ.
  7. Анализ и оценка воздействия выбросов от источников объекта на  состояние воздушной. среды в районе размещения.
  8. Состояние зеленых насаждений на рассматриваемой территории.
  9. Мероприятия по уходу за зелеными насаждениями.

10. Водоснабжение и водопотребление рассматриваемого объекта.

11. Информация об ультразвуковых, электромагнитных и ионизирующих излучениях на территории рассматриваемого объекта.

12. Санитарно-гигиенические ограничения и выбор расчетных точек.

13. Определение шумовых характеристик оборудования действующих очистных сооружений.

14. Оценка влияния шума различных источников на окружающую застройку.

15. Расчет санитарно-защитной зоны по шуму.

16. Мероприятия по снижению шума.

17. Обоснование размера санитарно-защитной зоны.

 А также графическая часть (основные графические материалы):

  1. Ситуационный план с нанесением источников выбросов загрязняющих веществ.
  2. План с нанесением точек водовыпусков.
  3. План с организацией движения автотранспорта по территории объекта.
  4. План с нанесением источников шума.
  5. Ситуационный план с нанесением СЗЗ по фактору загрязнения атмосферного воздуха, шума и интегральной СЗЗ.

6. Точки для внесения сведений в ЕГРН в формате *.xml

 *Сроки разработки проекта организации (возможности сокращения СЗЗ) – от 15 рабочих дней до нескольких месяцев в зависимости от количества источников выбросов загрязняющих веществ  и источников шума на предприятии.

 

Стоимость проекта СЗЗ

150 тыс. рублей до 3 источников ИЗА, каждый дополнительный увеличивает стоимость на 10 тыс.

 Порядок разработки проекта

 

  • Проведение инвентаризации, передача исходных данных. Инженер-эколог проектной организации проводит на предприятии инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ, источников шума, источников прочего физического воздействия (ЭМИ, вибрация и т.д.).

Предприятие предоставляет проектной организации информацию о деятельности компании, реквизиты, генеральный и ситуационный планы, письмо о координатах привязки объекта и т.д. Если ряда исходных данных у предприятия не достает, документы заказываются.

  • Разработка проекта. После получения всей исчерпывающей информации инженер-эколог приступает к разработке самого проекта. В рамках работы проводится анализ предприятия как источника химического и физического воздействия на окружающую среду; обосновывается размер зоны расчетами; разрабатываются мероприятия по планировочной организации и благоустройству зоны; готовится план мониторинга границы СЗЗ и прилегающей к ней жилой застройки.

Согласование проекта

  • Согласование проекта в ФБУЗ. Далее том проекта направляется в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Через 30 рабочих дней ФБУЗ выдает экспертное заключение о соответствии или несоответствии проекта требованиям трем документам: СанПиН 2.1.6.1032-01, ГН 2.1.6.2309-07, ГН 2.1.6.1338-03 РФ от 03.11.2005 N 26.
  • Согласование проекта расчётной СЗЗ в Роспотребнадзоре, получение санэпидзаключения, передача документов на предприятие Проект и экспертное заключение ФБУЗ отправляются на согласование в территориальный Роспортебнадзор. Роспотребнадзор выдает главный документ - санитарно-эпидемиологическое заключение о том, что проект обоснования расчётной СЗЗ соответствует (или не соответствует) санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПин 1.6.1032-01, ГН 2.1.6.1338-03, ГН 2.1.6.2309-07, СН 2.2.4/2.1.8.526-96. Полученный документ и проект передаются в организацию.

 После согласования проекта необходимо доказать достаточность размеров сан. зоны натурными лабораторными замерами (исследованиями). В итоге получить письмо из Роспотребнадзора об установлении окончательной границы санзоны.

Сроки разработки и согласования проекта

  • Разработка проекта – от 1 месяца.
  • Согласование проекта в ФБУЗ – 30 рабочих дней.
  • Согласование проекта в Роспотребнадзоре – 30 рабочих дней.

 Согласно постановлениям Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и решениям Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя об установлении размеров санитарно-защитных зон должны прилагаться сведения о границах санитарно-защитной зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ санитарно-защитной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости;

Для целей внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах зон с особыми условиями использования территорий, документы об установлении СЗЗ должны быть направлены в орган регистрации прав соответственно Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем.

При этом документы об установлении СЗЗ должны быть направлены в течение шести месяцев с даты принятия указанных документов;

В случае, если документы об установлении СЗЗ не были направлены в орган регистрации прав в течение шести месяцев с даты принятия указанных документов, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости;

 Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории утверждены Приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. № 163.

При этом документы создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.

В соответствии с ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 342-ФЗ)

При этом собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.

До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования данного Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

 При этом согласно ч. 14 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до дня официального опубликования настоящего Федерального закона либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2022 года, за исключением случая, предусмотренного частью 13 данной статьи.

Соответственно до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 4 августа 2018 г. решением исполнительного органа государственной власти, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения.

 

СЗЗ, которая принята расчетным проектом и не имеет утвержденного решения после наблюдений и подтверждения данных по проекту действует до 1 января 2020 года и СЗЗ определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

 

Таким образом для предприятий у кого СЗЗ установлена до 4 августа 2018 г. должны направить сведения о таких зонах в ЕГРН для передачи  Росреестр и внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения данных сведений в ЕГРН в срок не позднее 1 января 2022 года.

 Так же проводится  определение местоположения границы санитарно-защитной зоны осуществляется посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ зоны (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Ответственность за отсутствие проекта организации (возможности сокращения) СЗЗ:

  1. Закон РФ «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ), Ст. 52.
  2. Закон РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (№ 52-ФЗ), Ст.11.
  3. СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов”, п.2.6 .
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ 2001 г.), Ст. 6.3., Ст. 8.1.

 КоАП РФ, статья 6.3:

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  

  • на граждан в размере от 100 до 500 рублей;
  • на должностных лиц - от 500 до одной 1000 рублей;
  • на индивидуальных предпринимателей, - от 500 до одной 1000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 КоАП РФ, статья 8.1:

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  

  • на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей;
  • на должностных лиц - от 2000 до пяти 5000 рублей;
  • на юридических лиц - от 20 000 до 100 000 рублей.

 ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ О САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЕ (проект СЗЗ)

  1. Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. N 222;
  2.  СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
  3. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ.
  4. Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.  Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554.
  5. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
  6. Положение о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе Москве. Постановление правительства Москвы от 16.10.2001 N 929-ПП. «Об утверждении Положения о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в городе Москве».
  7. Рекомендации по разработке проектов санитарно-защитных зон промышленных предприятий, групп предприятии. - М.: РЭФИА, 1998. - 86 с.

ВМЕСТЕ С ЭТОЙ УСЛУГОЙ ЗАКАЗЫВАЮТ