Вы здесь: Главная / Юридические заключения

Юридические заключения


Юридическое заключение по вопросу об определения лица ответственного за
выполнение нормативов утилизации отходов от использования товаров в отношение
многооборотной тары
Основные выводы заключения
1.Нормативы утилизации обязаны выполнять организации, которые являются
производителями или импортерами товаров, входящих в Перечень.
При этом в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты
потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации
возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке;
2.В соответствии с Разъяснением Минприроды России от 16 мая 2017 г. «Об
актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей,
импортеров товаров» (утв. Письмом Минприроды России от 28 марта 2017 г. № 09-
47/8797) в отношении многооборотной упаковки, включая многократно используемую
деревянную тару (паллеты, поддоны и т.п.), обязанность по декларированию ее
количества и, при необходимости, по уплате экологического сбора возлагается на
производителей такой упаковки, которая в этом случае для них является товаром;
3.Назначение деревянной тары и ее эксплуатационные свойства, в т.ч.
возможность ее использования в качестве многооборотной, определяются в
соответствии с сопроводительной эксплуатационной документацией на тару.
При этом отсутствие в эксплуатационной документации на деревянную тару
указания на возможность ее использования в качестве многооборотной тары,
означает, что после первого использования тара утрачивает свои потребительские
свойства и становится отходом.
4.Лицом, ответственным за выполнение нормативов утилизации,
применительно к деревянной таре, является:
- в случае если в эксплуатационной документации производителя деревянной
тары содержится информация о возможности использования тары в качестве
многооборотной – производитель деревянной тары;
- в случае если в эксплуатационной документации производителя деревянной
тары не содержится информация о возможности использования тары в качестве
многооборотной – лицо, выпускающее товары в оборот с использованием данной
деревянной тары.
______________________________________________________________________________
В соответствии с абз. 29 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об
отходах производства и потребления» (далее - ФЗ «Об отходах производства и
потребления») отходы от использования товаров - готовые товары (продукция),
утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их
собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или
законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку,
утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с
целью отказаться от права собственности на них.
При этом под нормативом утилизации отходов от использования товаров
понимается установленное как выраженное в процентах отношение количества товаров
определенного вида, упаковки таких товаров, реализованных юридическим лицам,
физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и подлежащих
утилизации после утраты потребительских свойств, к общему количеству товаров
определенного вида, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления»
производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от
использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными
Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного утилизацию отходов от использования товаров в
соответствии с нормативами утилизации обязаны обеспечивать исключительно:
- производители товаров;
- импортеры товаров.
В соответствии с п. 2 ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» перечень
готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими
потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с
учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема
негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских
свойств такими товарами.
Необходимо отметить, что Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2015 г.
№ 1886-р утвержден перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих
утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее - Перечень).
В соответствии с указанным нормативным документов определены 36 групп готовых
товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских
свойств в т. ч. группа № 9 «Тара деревянная».
В состав данной группы, в соответствии с наименованиями позиций Товарной
номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза
(ТН ВЭД ЕАЭС) входят: ящики, коробки, упаковочные клети или корзины, барабаны и
аналогичная тара из древесины; кабельные барабаны деревянные; паллеты, поддоны и
прочие погрузочные щиты; обечайки.
В соответствии с п. 10 ст. 24.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» в
отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств,
обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей,
импортеров товаров в этой упаковке.
Необходимо отметить, что Распоряжением Правительства РФ от 4 декабря 2015 г. №
2491-р утверждены нормативы утилизации отходов от использования товаров.
При этом нормативы утилизации в отношении товаров и упаковки, входящих в
группу № 9 Перечня «Тара деревянная» на 2016 г. установлены в значении «0», на 2017 г.
– в значении «5».
На основании изложенного, нормативы утилизации обязаны выполнять
организации, которые являются производителями или импортерами товаров, входящих в
Перечень.
При этом в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты
потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается
на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.
В соответствии с Разъяснением Минприроды России от 16 мая 2017 г. «Об
актуальных вопросах исполнения «расширенной» ответственности производителей,
импортеров товаров» (утв. Письмом Минприроды России от 28 марта 2017 г. № 09-
47/8797) в отношении многооборотной упаковки, включая многократно используемую
деревянную тару (паллеты, поддоны и т.п.), обязанность по декларированию ее
количества и, при необходимости, по уплате экологического сбора возлагается на
производителей такой упаковки, которая в этом случае для них является товаром.
При решении вопроса об отнесении упаковки к многооборотной необходимо иметь
ввиду следующее.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы
производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе
производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые
удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с
данным Федеральным законом.
Также, в соответствии с указанной статьей Федерального закона отходы от
использования товаров - готовые товары (продукция), утратившие полностью или
частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте
сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством
Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо
брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права
собственности на них.
На основании изложенного признаками, позволяющими отнести вещества или
предметы к отходам от использования товаров, являются:
- утрата готовыми товарами (продукцией) полностью или частично своих
потребительских свойств;
- складирование товаров (продукции) полностью или частично утративших свои
потребительские свойства в месте сбора отходов;
- передача товаров (продукции) полностью или частично утративших свои
потребительские свойства в соответствии с договором или законодательством Российской
Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов.
В соответствии с п. 3.1 ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами.
Термины и определения, введенного в действие Постановлением Госстандарта России от
28 декабря 2001 г. № 607-ст, (далее – ГОСТ 30772-2001), отходы - остатки продуктов или
дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной
деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
В соответствии с п. 3.12 указанного нормативного документа отходы потребления -
остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий),
частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для
использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или
морального износа в процессах общественного или личного потребления
(жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
При этом к отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или
продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в
сопроводительной эксплуатационной документации.
На основании изложенного назначение деревянной тары и ее эксплуатационные
свойства, в т.ч. возможность ее использования в качестве многооборотной, определяются
в соответствии с сопроводительной эксплуатационной документацией на тару.
При этом отсутствие в эксплуатационной документации на деревянную тару
указания на возможность ее использования в качестве многооборотной тары, означает,
что после первого использования тара утрачивает свои потребительские свойства и
становится отходом.
Лицом, ответственным за выполнение нормативов утилизации, применительно к
деревянной таре, является:
- в случае если в эксплуатационной документации производителя деревянной тары
содержится информация о возможности использования тары в качестве многооборотной
– производитель деревянной тары;
- в случае если в эксплуатационной документации производителя деревянной тары
не содержится информация о возможности использования тары в качестве
многооборотной – лицо, выпускающее товары в оборот с использованием данной
деревянной тары. 

 Мы получили письмо об отстутсвии отнесения к какой либо категории, требуется ли нам разрабатывать ПНООЛР?

если коротко то это два разных закона о разных вещах и они связаны лишь общим направлением - экология, в связи с чем назначение категории это одно требование и оно максимум освободит при получении 4-й категории от платы за негативное воздействие, остальные требования по формированию годовых форм отчетности остаются, включая требование о необходимости разработки ПНООЛР всем кто не МСП.

Учитывая что согласно 
К объектам НВОС IV категории в соответствии с пунктом 6 части IV Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий (далее – Критерии), утв. Постановлением Правительства российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029, относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям:
а) Наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
б) Отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Согласно части 1 статьи 4.2. Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, – объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, – объекты IV категории.

Деятельность банка не относится ни к одной категории и скорее всего будет письмо с отказом в связи с отсутствием негативного воздействия, данные законы лишь определяют возможность назначения категории и не освобождают от разработки ПНООЛР при отнесении к той или иной категории

Требование по разработке ПНООЛР регламентируется Приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 50 (ред. от 25.07.2014) "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2010 N 16796). Согласно ст. 2. Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица), за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальные органы Росприроднадзора) (абзац в редакции приказа Минприроды России от 22 декабря 2010 года N 558.

То есть ПНООЛР разрабатывают все кроме МСП

исходя из ст.16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Таким образом при отнесении объекта к 4-й категории, Вы можете быть освобождены только от платы за негативное воздействие (только при назначении 4-й категории), если вам ее не назначили то вы не освобождаетесь от платы за НВОС.

Вы можете быть освобождены от разработки документов и платы если передери свои отходы в договоре аренды, что вывоз осуществляется с фразой - с переходом права собственности.

В соответствии со ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному или региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке.

 

Архангельское областное собрание депутатов выступило с инициативой более четко очертить круг полномочий субъектов Федерации в части введения административных наказаний в регионах за отдельные правонарушения. В частности, внесенным в Госдуму законопроектом планируется закрепить право регионов устанавливать административную ответственность по вопросам совместного с РФ ведения, если ответственность по аналогичному вопросу не предусмотрена КоАП. В этих целях планируется дополнить ст. 1.3.1 КоАП РФ новой ч. 1.11.+ Вместе с тем предполагается уточнить, что если нормами КоАП РФ будет установлена аналогичная административная ответственность, положения законов субъектов Федерации об административных правонарушениях будут признаваться утратившими силу. Необходимость нововведения объясняется тем, что судебная практика препятствует реализации субъектами Федерации своих полномочий в этой сфере. Так, Верховный Суд Российской Федерации признал ряд административных составов законов субъектов Федерации об административных правонарушениях не соответствующими действующему законодательству и недействующими. Суд полагает, что региональные власти не вправе вторгаться в сферу общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения РФ, а также предмет совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации при наличии по данному вопросу федерального регулирования, включая в это понятие не только нормы КоАП РФ, но и положения других законов. В результате этого Суд, к примеру, отменил в некоторых регионах законы, устанавливающие административную ответственность за нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований (определения ВС РФ от 31 мая 2017 г. № 45-АПГ17−3; от 19 июля 2017 года по делу № 36-АПГ17−2) и размещение (стоянку) транспортных средств вне специально отведенных для стоянки мест (определения ВС РФ от 31 мая 2017 года по делу № 45-АПГ17−3; от 30 августа 2017 года по делу № 78-АПГ17−5). Суды общей юрисдикции, руководствуясь критериями разграничения полномочий, установленными ст. 1.3−1.3.1 КоАП РФ, принимают решения также независимо от того, предусмотрена ли ответственность в КоАП РФ. В результате реализация нормативных правовых актов субъектов Федерации и муниципальных нормативных правовых актов не обеспечена мерами административного принуждения, отмечают авторы законопроекта